Перевозки

 

 

Перевозки грузов морским транспортом.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ – в дальнейшем) от 30 апреля 1999 года – основополагающий документ, регулирующий перевозки груза морским видом транспорта.
I. Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основании соответствующего договора, который составляется между отправителем и перевозчиком. На основании заключенного договора перевозки грузов морским транспортом перевозчик в обязательном порядке должен доставить груз (который ему передает отправитель с соответствующими документами) в место назначения – порт. В месте назначения этот груз должен быть передан на руки получателю (лицу, который, согласно договору, управомочен получить груз). Фрахт (установленная оплата перевозки груза морским транспортом) должен быть оплачен отправителем груза или фрахтователем.
Договор перевозки грузов морским транспортом заключается между отправителем груза (лицо, действующее от своего имени, заключающее данный договор с перевозчиком, без каких либо условий) или фрахтователем (лицо, заключающее договор перевозки грузов с определенным условием - чартер). В договоре может быть несколько вариантов условий – условие предоставления всего судна под размещение и перевозку грузов, условие предоставления части судна, условие предоставления определенных помещений на судне (чартер), либо без таковых условий.
Договор перевозки грузов морским транспортом заключается в письменном виде, он так же может быть удостоверен и некоторыми другими документами, составленными так же в письменном виде (чартер, коносамент, и другими). Договор может быть единоразовым и долгосрочным.
В долгосрочном договоре, оговоренные и согласованные условия, считаются включенными (неотъемлемой частью) договора перевозки груза морским транспортом, если отправитель и перевозчик не достигли соглашения в другом. Условия договора перевозки груза морским транспортом применяются в том случае, когда условия долгосрочного договора и условия договора перевозки противоречат друг другу.
II. Коносаментом определяются отношения между перевозчиком груза и получателем груза в месте его назначения, данные отношения в договоре перевозки не оговариваются. Для получателя грузов обязательными являются условия чартера (если коносамент имеет ссылку на данные условия). Чартер, который в обязательном порядке должен быть удостоверен подписями фрахтователя и перевозчика, или их представителями, содержит наименование сторон (грузоотправитель и перевозчик), название судна, производящего перевозку груза, описание груза, размер фрахта, наименование мест – погрузки груза на судно, и места прибытия груза.
III. Перевозчик перед началом перевозки груза должен привести судно, на котором будет осуществляться перевозка груза, в рабочее состояние. Судно должно быть осмотрено и приведено в рабочее состояние, должно быть полностью оснащено всем необходимым к предстоящему рейсу, экипаж должен быть полностью экипирован. Все помещения на судне, предусмотренные под перевозку груза должны быть в соответствующем состоянии (для приема, перевозки и сохранности доверенного к перевозке груза).
Перевозчик освобождается от несения ответственности за несоответствующее состояние судна (при наличии достоверных доказательств с его стороны), если данное несоответствие мореходности вызвано скрытыми недостатками, а не является следствием халатного отношения.
Груз, предназначенный к морской перевозке на конкретном судне, может быть перемещен на другое судно исключительно после согласования данного перемещения с грузоотправителем или фрахтователем. Исключение составляет случай, если перемещение груза происходит уже после начала его погрузки на запланированное судно, вследствие некой технической необходимости или неполадки.
IV. Перед началом перевозки груза в условиях чартера должен быть указан порт погрузки. Данный порт должен быть указан фрахтователем заблаговременно и должен быть охарактеризован как безопасный. В противном случае (порт не указан, указан, но не соответствует безопасность) перевозчик груза имеет право отказаться от перевозки, при этом возложив на фрахтователя возмещение соответствующих убытков. Фрахтователь так же должен оговорить и указать перевозчику место в порту для погрузки груза. Причем, место в порту должно отвечать нормам не только по безопасной погрузке груза, так же должны удовлетворяться требования по безопасности судна (судно должно при погрузке оставаться на плаву, должно иметь возможность после окончания загрузки безопасно выйти из него).
В случае нестандартно выбранного места погрузки груза в порту (по усмотрению перевозчика), отправитель должен быть заблаговременно поставлен об этом в известность.
V. По требованию отправителя, из места отправления груза в порту могут быть удалены все посторонние грузы, а в случае, если под перевозку груза предоставлено все судно, то данное требование (удаление посторонних грузов) может быть выдвинуто для каждого порта по всему рейсу следования.
Перевозка грузов может осуществляться на палубе судна (по договоренности с отправителем), причем в коносаменте (или другом документе) на данную договоренность должна быть сделана ссылка.
VI. В обязанности отправителя входит передача груза для транспортировки в исправной таре и соответствующей упаковке, с обязательной маркировкой. Отправитель, в случае необходимости, должен ознакомить перевозчика о специфике обращения с грузом.
VII. Перевозчик после проведения процедуры приемки груза на основании предоставленных отправителем документов, обязан передать отправителю коносамент. В коносамент включаются следующие сведения – наименование перевозчика грузов с указанием места его нахождения; наименование порта, в котором производится погрузка груза; указание даты приема груза; отправитель, место его нахождения; наименование места назначения - порта выгрузки груза; получатель (если он указан отправителем); визуальное описание, состояние груза и упаковки; размер фрахта; место и время, когда был выдан коносамент; если коносамент был составлен не в единственном экземпляре, то количество оригиналов; подпись перевозчика (или лица, действующего от его имени). Кроме этих необходимых данных, в коносамент так же могут быть включены и другие данные и ссылки.
VIII. Соответствие (или несоответствие) фактических данных о принятом к перевозке грузов сведениям, которые указаны в коносаменте, при невозможности их проверить при погрузке груза, или при выявленных неточностях, в коносамент вносят соответствующие поправки.
Коносамент может быть оформлен и выдан отправителю в нескольких экземплярах, с соблюдением определенных правил. Именной коносамент (передается по именным передаточным надписям); ордерный коносамент (передается по именным или бланковым передаточным надписям); коносамент на предъявителя (передается простым вручением).
В случае если отправитель потребовал возврата груза (в месте отправления перед отходом судна в рейс, в любом промежуточном порту, в случае выдачи груза другому получателю), перевозчику груза предоставляются оригиналы коносамента.
IX. Перевозчик обязан нести полную ответственность (грузить, перевозить, хранить, выгружать и так далее) о предоставленном к перевозке грузе, с момента его получения до момента выдачи получателю, при этом, имея на борту специфический груз, заботиться о нем в соответствии с указаниями отправителя.
Если опасный для перевозки груз (изначально или ставшим таким в процессе перевозки) – взрывоопасный, легковоспламеняющийся и так далее, не был заявлен отправителем, скрыт под другим названием, то данный груз может быть не только выгружен в любое время в любом удобном месте, но и уничтожен. В данном случае, никакие убытки отправителю груза не возмещаются, от него требуется не только полностью оплатить фрахт, но и возместить убытки перевозчику.
X. Если маршрут и срок доставки груза оговорен, то перевозчик должен четко его придерживаться, если данное соглашение не оговаривалось, то на усмотрение перевозчика устанавливается маршрут следования и устанавливаются разумные и реальные сроки.
В случае, когда по независящим (стихийные и другие) от перевозчика груза причинам, судно не в состоянии попасть на место доставки груза – порт, то о данном в обязательном порядке должен быть уведомлен отправитель, фрахтователь или другое уполномоченное лицо. Получив от отправителя четкие указания о доставке груза в другое место назначения, четко им следовать, если же данных указаний не поступило в течение трех суток, то действовать по собственному усмотрению, поставив отправителя в известность о своих действиях. Время, потраченное на ожидание распоряжения, возмещение расходов перевозчика должно быть возмещено.
XI. Договор перевозки грузов может быть расторгнут по следующим причинам – при отсутствии оплаты фрахта, при этом стоимость груза не превышает стоимости судна, при инициативе отправителя или фрахтователя (оплатив при этом соответствующие необходимые платежи).
При прекращении обязательств по договору морской перевозки по инициативе отправителя или фрахтователя, груз может быть выдан в порту, который предусмотрен путем следования согласно ранее заключенному договору, или в порту, в который судно попало по объективным причинам.
Если для перевозки груза предоставлено не все судно, то отправитель или фрахтователь может прекратить исполнение договора морской перевозки, при этом оплатив фрахт в полном объеме и прочие необходимые платежи и получить собственный груз до его прибытия в место назначение, при условии, если данными действиями не навредит перевозчику и другим, заинтересованным в рейсе, лицам.
Существует определенный перечень обстоятельств, которые могут повлечь за собой прекращение действия договора морской перевозки, с ними необходимо ознакомится и иметь в виду последствия, предварительно, перед заключением договора перевозки груза.
XII. Если перевозка груза осуществляется на основании коносамента, то выдача груза в месте назначения производится предъявителю оригинала коносамента. Перевозка груза, осуществляемая на основании морской накладной или другого подобного документа, груз выдается получателю, которого указал отправитель, или получателю – указанному в предъявленном документе.
XIII. Если в месте назначения получения груза – порту, получатель груз не получил (отказался, не востребовал, задержал срок приема), а для перевозки груза было представлено не все судно, то данный груз сдается перевозчиком на склад или в другое место для его последующего хранения. Дальнейшее хранение груза должно быть оплачено лицом, которое управомочено распоряжаться грузом, а отправитель или фрахтователь, получатель (если известен) должен быть своевременно уведомлен о данных действиях и последствиях. Если же для перевозки груза было предоставлено все судно, то перевозчик имеет право отгрузить данный груз и сдать его на дальнейшее хранение только по истечению сталийного и контрсталийного времени, при соблюдении условия, что перевозчик за это время не получил от отправителя соответствующих дополнительных инструкций. Данное время рассматривается как простой судна.
По истечению двух месяцев хранения груз так и остался невостребованным, оплаты не производилось, то груз может быть реализован силами перевозчика. Если груз характеризуется как скоропортящийся, то он может быть реализован ранее установленного срока (ранее двух месяцев).
XIV. В случае утраты или порчи груза (фактической или предполагаемой) должна быть предусмотрена возможность осмотра груза, его проверка соответствия. Данный осмотр должен быть произведен и получателем и перевозчиком. Расходы на данное мероприятие несет сторона, которая потребовала осмотр.
Если повреждение или утрата груза были выявлены, то на перевозчика в полном объеме возлагается вся ответственность.
XV. Соответствующие платежи за перевозку груза должны быть оплачены отправителем или фрахтователем, допускается так же возможность оплаты получателем.
Размер платежей (фрахта) заранее оговаривается в договоре перевозки груза и утверждается обеими сторонами, если же в договоре отсутствует данное соглашение, то фрахт рассчитывается на основании действующих ставок.
Размер фрахта должен соответствовать количеству перевозимого груза (то есть увеличиваться, если на судно погружен груз, больший, чем указанный в договоре) за исключением случая, если погруженный на судне груз меньше, чем указан в заключенном договоре (тогда оплачивается фрахт в объеме, указанном в договоре).
В случае, если груз утрачен или поврежден по вине отправителя или фрахтователя, а фрахт оплачен, то сумма за перевозку груза не возвращается.
XVI. Ответственности перевозчика груза, отправителя груза или фрахтователя.
Перевозчик груза считается просрочившим доставку груза в случае, когда груз не выдан в срок, предусмотренный договором (так как именно перевозчик полностью отвечает за вверенный ему груз с момента его получения до момента выдачи его получателю), а при отсутствии данного соглашения – в разумный срок, учитывающий сопутствующие обстоятельства.
Груз считается утраченным, если его передача получателю не была произведена в срок – тридцать календарных дней со дня, предусмотренного к его выдаче, указанного в договоре.
Ответственность перевозчика груза в обязательном порядке предусматривает ряд причин, по которым перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение перевозимого груза, за просрочку доставки. В данный перечень включены – военные действия и народные волнения, забастовки, действия властей (карантин, задержание и так далее), утрата или порча груза вследствие спасения людей или имущества в море, пожара на судне, возникшего не по вине перевозчика и многих других причин, которые не зависят от перевозчика груза, возникших не по его вине, его работников или агентств.
Возмещение за утерянный или поврежденный груз во время следования производится отправителю груза, фрахтователю, либо получателю груза. А расчет размера возмещения производится по определенным утвержденным правилам. Из суммы, рассчитанной в качестве возмещения за причиненный ущерб, вычитается сумма за перевозку, которая включает в себя фрахт, пошлины и прочие, которые не были произведены.
КТМ Российской Федерации так же предусмотрен ряд оснований, на основании которых ответственность перевозчика груза ограничивается.
Однако, в случае, если будет обосновано, что перевозчик груза виновен в утрате или порче груза (путем действия или бездействия), то он автоматически лишается права на ограничение ответственности.
Существуют определенные правила, на основании которых разграничивается и указывается степень ответственности, в осуществлении перевозки груза между перевозчиком груза и фактическим перевозчиком (любое лицо, которому поручена доставка груза или его части), всевозможные взыскания, которые вытекают по причине утери или порчи вверенного к перевозке груза.
КТМ Российской Федерации регламентируется ответственность, снижение меры ответственности перевозчика грузов.
Положение КТМ РФ (практически дублирующее Гаагско-Висбийские правила) предусматривают ответственность отправителя или фрахтователя перед перевозчиком груза за причиненные убытки. Ответственность отменяется в случае, если отправитель или фрахтовщик докажут свою непричастность к обвинению.
Разновидности договоров, заключаемых при перевозке грузов морским транспортом.
Рейсовый чартер. Применяется в судоходстве при массовых грузоперевозках партиями.
Тайм-чартер. Договор фрахтования морского судна на определенное время.
Бербоут-чартер. Договор фрахтования морского судна без экипажа.
Коносамент. Договор перевозки груза морским транспортом в линейном судоходстве.
Букингнот. Применяемая в линейном судоходстве форма предварительной заявки на место для партии груза.
Берс-нот. Применяемый в линейном и трамповом судоходстве договор на перевозку попутных грузов морским транспортом.
Фиксчур-нот. Применяемый в трамповом судоходстве договор для подтверждения факта заключения сделки о найме морского судна до того момента, пока будет подписан чартер.
Генеральный контракт. Особый вид договора – соглашение на длительной срок о перевозке грузов регулярными рейсами.
Для сопровождения груза в заграничном плавании, от пункта его загрузки до пункта выдачи, необходимы и требуются следующие документы.
Грузовой манифест. Перечень грузов, находящихся на борту судна. Для каждого порта по пути следования данный перечень составляется отдельно на основании данных, указанных в коносаменте.
Люковые записки. Реестр коносаментных партий и порядок их выгрузки.
Исполнительный грузовой план. Составляется по факту погрузки грузов на судно.
Сертификат качества груза. Необходим для разрешении претензий и споров, вопросов, которые могут возникнуть у получателя груза к перевозчику.
Грузовая книга. В ней предусмотрено накопление различной информации по грузам (их размещение, организация и так далее).
Нотисы (извещения). Чартером оговорены сроки, в течение которых подаются нотисы. (Нотис о возможном времени прибытии судна в порт. Нотис о готовности к погрузочным операциям).
Таймшит. Учетный документ для регистрации фактов в период сталийного времени.
Стейтмент. Расчетный документ, по которому рассчитывается сталийное время, ведется учет.
Акт инспекции или сюрвейерских осмотров.
Дисбурсментский счет. Документ, в котором фиксируются все расходы на обслуживание в порту.
Погрузочный ордер. Документ, который передается вместе с грузом от отправителя груза к перевозчику.
Отгрузочная спецификация. Коммерческий документ, в котором содержится перечень товаров (видов и сортов), количество и род, в партии, указаны места для товара.
Морская накладная. Документ, подтверждающий наличие договора перевозки груза морским транспортом. К морской накладной обязательно прилагаются товаросопроводительные документы.




COPYRIGHT 2006 HOUSEMOVING - КВАРТИРНЫЙ ПЕРЕЕЗД
| Карта сайта